- Главная
- Документы о системе управления охраной труда
- ПОЛОЖЕНИЕ о системе управления охраной труда в Администрации Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области
Документы о системе управления охраной труда
12.12.2022 12:16 ПОЛОЖЕНИЕ о системе управления охраной труда в Администрации Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области
У Т В Е Р Ж Д Е Н О
распоряжением Администрации Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области от13.12.2022года №55 ро/адм
ПОЛОЖЕНИЕ
о системе управления охраной труда
в Администрации Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области1.Общие положения
1. Положение о системе управления охраной труда в Администрации Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области (далее-Положение о СУОТ) разработано с учетом Примерного положения о системе управления охраной труда, утвержденного Приказом Минтруда России от 29.10.2021 №776н (далее-Примерное положение о СУОТ).
2. Положение о СУОТ разработано также с учетом, в частности:
1) Раздел Х «Охрана труда» ТК РФ;
2) ГОСТ 12.0.230-2007 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования» (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 10.07.2007 № 169-ст);
3) ГОСТ 12.0.230.1-2015 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» (введен в действие Приказом Росстандарта от 09.06.2016 №601-ст).
3. Положение о СУОТ вводится в целях соблюдения требований охраны труда Администрации Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области (далее-Администрация), разработки мер, направленных на создание безопасных условий труда, а также предотвращения производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
4. СУОТ представляет собой единый комплекс, состоящий из следующих элементов:
1) организационной структуры управления, предусматривающей обязанности и ответственность в области охраны труда на всех уровнях управления ;
2) мероприятий, направленных на функционирование СУОТ, включая контроль за эффективностью работы в области охраны труда;
3) документированной информации (локальных нормативных актов, организационно-распорядительных документов, журналов, актов и пр.).
5. СУОТ распространяется на всех работников Администрации. Учитывается деятельность на всех рабочих местах, в структурных подразделениях и пр.
6. Положения СУОТ о безопасности, касающиеся нахождения, перемещения на объектах Администрации, распространяются на всех лиц, находящихся на территории, в зданиях и сооружениях Администрации, в том числе на представителей органов надзора и контроля. Данные положения доводятся до указанных лиц при проведении вводных инструктажей, включаются в договоры о выполнении подрядных работ.
7. Для целей Положения о СУОТ разрабатываются и внедряются необходимые меры, направленные на обеспечение в Администрации безопасных условий нахождения и осуществления трудовой деятельности. В рамках взаимодействия по охране труда учитываются потребности и ожидания работников Администрации и иных заинтересованных сторон.
8. Информация о мерах безопасности, принимаемых в рамках СУОТ, доводится до заинтересованных лиц при проведении вводного инструктажа и включается в договоры о выполнении подрядных работ.
9. Разработка, согласование, утверждение и пересмотр документов СУОТ осуществляется в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в Администрации, утвержденной постановлением Главы муниципального образования Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области от 01.03.2007 года № 12. Данный документ определяет сроки и порядок их хранения.
2.Политика в области охраны труда
10. Политика в области охраны труда учитывает специфику деятельности Администрации, особенности организации работы в ней, а также профессиональные риски.
11. Политика в области охраны труда направлена на сохранение жизни и здоровья работников Администрации в процессе их трудовой деятельности, а также на обеспечение безопасных условий труда. Она предполагает управление рисками производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.
12. В Администрации обеспечивается устранение опасностей и снижение уровней профессиональных рисков на рабочих местах, совершенствуется СУОТ.
13. Целью политики в области охраны труда является сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
14. Администрация гарантирует выполнение государственных нормативных требований охраны труда и добровольно принятых обязательств в этой области.
15. В обеспечение указанной гарантии Администрация намерена принять необходимые меры и реализовать соответствующие мероприятия.
16. Для достижения целей политики в области охраны труда реализуются следующие мероприятия:
- проведение специальной оценки условий труда (СОУТ), выявление опасностей и оценка уровней профессиональных рисков;
- обеспечение стендами с печатными материалами по охране труда;
- улучшение условий и охраны труда работников за счет совершенствования технологических процессов, технического оснащения, повышения уровня квалификации работников ;
- внедрение программ электронного документооборота в области охраны труда с учетом требований законодательства ;
- организация мест общего отдыха и психоэмоциональной разгрузки;
- установка современных отопительных и вентиляционных систем, систем кондиционирования воздуха, отвечающих нормативным требованиям, для обеспечения благоприятного теплового режима и микроклимата, чистоты воздушной среды в рабочей и обслуживаемых зонах помещений ;
- обеспечение естественного и искусственного освещения на рабочих местах и в иных помещениях.
17. В начале каждого года политика в области охраны труда оценивается на соответствие стратегическим задачам Администрации в области охраны труда.
При необходимости данная политика пересматривается исходя из результатов оценки эффективности СУОТ, приведенных в ежегодном отчете о функционировании СУОТ.3. Разработка и внедрение СУОТ
18. Возложение обязанностей на работников, наделение их полномочиями осуществляется в соответствии с базовыми подходами, которые установлены настоящим Положением о СУОТ относительно распределения зон ответственности в рамках СУОТ.
19. Информация об ответственных лицах, их полномочиях и зоне ответственности в рамках СУОТ утверждается Главой муниципального образования Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области (далее-Глава муниципального образования). С данной информацией должны быть ознакомлены все работники Администрации.
20. Глава муниципального образования является ответственным за функционирование СУОТ, полное соблюдение требований охраны труда в Администрации, а также за реализацию мер по улучшению условий труда работников.
21. Распределение конкретных обязанностей в рамках функционирования СУОТ осуществляется по уровням управления.
22. Обязанности в рамках функционирования СУОТ, распределяемые по уровням управления, закрепляются в должностной инструкции ответственного работника.
23. В Администрации устанавливается двухуровневая система управления охраной труда.
24. Уровни управления охраной труда:
1) в Администрации в целом - уровень управления «А» и «Б» ;
25. На уровне управления «А» устанавливаются обязанности :
1) Администрации в лице Главы муниципального образования Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области.
26. На уровне управления «Б» устанавливаются обязанности :
1) Администрации в лице заместителя Главы муниципального образования Остерского сельского поселения Рославльского района Смоленской области ;
27. Обязанности в рамках функционирования СУОТ распределяются исходя из следующего разделения зон ответственности:
1) Администрации поселения в лице Главы муниципального образования-обеспечение создания безопасных условий и охраны труда, выполнение мер, установленных ст. 214 ТК РФ ;
2) Администрация поселения в лице заместителя Главы муниципального образования - организация работ по охране труда :
- обеспечение функционирования СУОТ на уровне структурного подразделения;
- организация подготовки по охране труда;
- участие в организации управления профессиональными рисками;
- обеспечение участия работников структурного подразделения (их представителя) в мероприятиях по разработке и внедрению мер, направленных на улучшение условий и охраны труда;
- участие в организации и осуществлении контроля за состоянием условий и охраны труда в структурном подразделении;
- информирование работодателя о несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
- обеспечение исполнения указаний и предписаний органов государственной власти, а также рекомендаций специалиста по охране труда;
- приостановление работ в структурном подразделении в случаях, установленных требованиями охраны труда;
- обеспечение размещения в общедоступных местах структурного подразделения документов и информации, содержащих требования охраны труда, для ознакомления с ними работников данного подразделения и иных лиц;
- принятие мер по вызову скорой медицинской помощи и организации доставки пострадавших в медицинскую организацию при авариях и несчастных случаях, произошедших в структурном подразделении;
- координация всех направлений функционирования СУОТ;
- разработка перечня актуальных нормативных правовых актов, в том числе локальных, содержащих требования охраны труда. Перечень утверждает Глава муниципального образования;
- обеспечение доступа работников к актуальным нормативным правовым актам, методической документации в области охраны труда;
- контроль за соблюдением требований охраны труда;
- мониторинг состояния условий и охраны труда;
- разработка и организация мероприятий по улучшению условий и охраны труда, контроль их выполнения;
- участие в разработке и пересмотре локальных нормативных актов по охране труда;
- участие в управлении профессиональными рисками;
- участие в комиссии, образованной для расследования несчастного случая;
3) иные работники Администрации :
- соблюдение требований охраны труда в рамках выполнения трудовых функций, в том числе требований инструкций по охране труда, правил внутреннего трудового распорядка и др. ;
- информирование непосредственного руководителя о признаках неисправности технических средств, оборудования, установленных на рабочем месте ;
- извещение непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о несчастном случае или об ухудшении состояния своего здоровья;
- соблюдение утвержденного порядка (инструкции) действий в случае возникновения аварии или иной ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью человека.
4. Планирование СУОТ28. Планирование СУОТ осуществляется с учетом опасностей и уровней профессиональных рисков. Они выявляются (идентифицируются) и оцениваются Администрацией самостоятельно. Выявление (идентификация) опасностей, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, и составление их перечня производится с учетом рекомендаций по классификации, обнаружению, распознаванию и описанию опасностей.
29. В качестве опасностей, которые могут угрожать здоровью работников в связи с их трудовой деятельностью в Администрации рассматриваются следующие:
-психоэмоциональная перегрузка;
-перенапряжение зрительного анализатора;
30. В Администрации обеспечивается систематическое выявление опасностей и профессиональных рисков, регулярно проводится их анализ и им дается оценка.
31. При оценке уровня профессиональных рисков в отношении выявленных опасностей учитывается специфика деятельности Администрации.
32. План мероприятий по охране труда составляется ежегодно с учетом перечня мероприятий, закрепленных в политике в области охраны труда. При составлении плана мероприятий учитываются также основные процессы работы по охране труда.
33. План мероприятий утверждается Главой муниципального образования.
34. В плане мероприятий отражаются , в частности :
1) перечень (наименование) планируемых мероприятий;
2) ожидаемый результат каждого мероприятия;
3) срок реализации мероприятия;
4) лица, ответственные за реализацию мероприятия;
5) выделяемые ресурсы и источники финансирования мероприятий.
35. При планировании мероприятия учитываются изменения, касающиеся таких аспектов:
- нормативного регулирования, содержащего государственные нормативные требования охраны труда;
- условий труда работников (по результатам СОУТ и оценки профессиональных рисков (ОПР));
- трудовых процессов.
36. Целями в области охраны труда а Администрации в соответствии с политикой в области охраны труда являются сохранение жизни и здоровья работников, а также постоянное улучшение условий и охраны труда.
37. Достижение указанных целей обеспечивается реализацией мероприятий, предусмотренных политикой в области охраны труда.
38. Мероприятия, направленные на сохранение жизни и здоровья работников, должны привести, в частности, к следующим результатам:
- к устойчивой положительной динамике улучшения условий и охраны труда;
- отсутствию нарушений обязательных требований в области охраны труда;
- достижению показателей улучшения условий труда.
39. При планировании достижения целей по охране труда определяются ресурсы, ответственные лица, сроки, способы и показатели оценки достижения этих целей, влияние результатов на трудовой процесс.5. Обеспечение функционирования СУОТ
40. Планирование и реализация мероприятий по охране труда осуществляются в соответствии с государственными нормативными требованиями охраны труда. Учитывается передовой отечественный и зарубежный опыт работы по улучшению условий и охраны труда. Возможность выделения финансовых ресурсов для реализации указанного опыта оценивается при составлении плана мероприятий.
41. В целях обеспечения функционирования СУОТ в должностной инструкции работника соответствующего уровня управления охраной труда определяются компетенции, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, а также требования к профессиональной компетентности в сфере охраны труда в зависимости от возлагаемых на него обязанностей в рамках функционирования СУОТ.
42. Работникам, которые влияют или могут влиять на безопасность производственных процессов, обеспечивается:
- подготовка в области выявления опасностей при выполнении работ и реализации мер реагирования на них;
- непрерывная подготовка и повышение квалификации в области охраны труда.
43. Работники, прошедшие обучение и повышение квалификации в области охраны труда, включаются в реестр, утверждаемый Главой муниципального образования.
44. В рамках СУОТ работники должны быть проинформированы:
- о политике и целях Администрации в области охраны труда;
- о системе стимулирования за соблюдение государственных нормативных требований охраны труда;
- об ответственности за нарушение указанных требований;
- о результатах расследования несчастных случаев на производстве и микротравм (микроповреждений);
- об опасностях и рисках на рабочих местах, а также мерах управления, разработанных в их отношении.
45. Информирование работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда, обеспечивается с учетом Приказов Минтруда России от 17.12.2021 №894, от 29.10.2021 №773н. Конкретный формат информирования определяется при планировании мероприятий в рамках СУОТ.
6. Функционирование СУОТ
46. Основными процессами, обеспечивающими функционирование СУОТ в Администрации , являются :
1) специальная оценка условий труда;
2) оценка профессиональных рисков;
3) проведение медицинских осмотров и освидетельствования работников;
4) обучение работников;
5) обеспечение работников средствами индивидуальной защиты;
6) обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий и сооружений;
7) обеспечение безопасности работников при эксплуатации оборудования;
8) обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов;
9) обеспечение безопасности работников при эксплуатации инструментов;
10) обеспечение безопасности работников при использовании сырья и материалов
11) обеспечение безопасности работников подрядных организаций;
12) санитарно-бытовое обеспечение работников;
13) соблюдение режима труда и отдыха работников в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
14) обеспечение социального страхования работников;
15) взаимодействие с государственными надзорными органами, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
16) реагирование на аварийные ситуации;
17) реагирование на несчастные случаи;
18) реагирование на профессиональные заболевания.
47. В соответствии с результатами СОУТ и оценки профессиональных рисков, а также в связи со спецификой деятельности и штатного состава работников Администрации устанавливается следующий перечень процессов:
-процессы, обеспечивающие допуск работников к самостоятельной работе (пп3-5 п.46);
-процессы, обеспечивающие безопасность производственной среды (пп.6-11 п.46);
-группа сопутствующих процессов по охране труда (пп.12-15 п.46);
-процессы реагирования на ситуации (пп.16-18 п.46).
48. Порядок действий, обеспечивающих функционирование процессов и СУОТ в целом, определяется следующими основными процессами и процедурами:
1)планирование и выполнение мероприятий по охране труда;
2)контроль планирования и выполнения таких мероприятий, их анализ по результатам контроля;
3)формирование корректирующих действий по совершенствованию функционирования СУОТ;
4)управление документами СУОТ;
5)информирование работников, взаимодействие с ними;
6)распределение обязанностей по обеспечению функционирования СУОТ.
49. В Администрации проводятся профилактические мероприятия по отработке действий работников при несчастном случае, аварии, риске их возникновения, а также по их устранению, расследованию причин возникновения.
50. Порядок реагирования на несчастные случаи и аварийные ситуации, их расследования и оформления отчетных документов, порядок учета микроповреждений (микротравм) работников определяется , порядком утвержденным Главой муниципального образования.7.Оценка результатов деятельности
51. Объектами контроля при функционировании СУОТ являются мероприятия , процессы и процедуры , реализуемые в рамках СУОТ.
52. К основным видам контроля функционирования СУОТ относятся:
1) контроль состояния рабочего места, оборудования, инструментов, сырья , материалов; контроль выполнения работ работником в рамках производственных и технологических процессов ; выявление опасностей и определение уровня профессионального риска; контроль показателей реализации мероприятий, процессов и процедур;
2) контроль выполнения процессов, имеющих периодический характер (СОУТ, обучение по охране труда, проведение медицинских осмотров);
3) учет и анализ несчастных случаев, профессиональных заболеваний;
4) учет изменений государственных нормативных требований охраны труда, соглашений по охране труда, изменения существующих или внедрения новых технологических процессов, оборудования;
5) контроль эффективности функционирования отдельных элементов СУОТ и систем в целом.
53. В рамках контрольных мероприятий может использоваться фото- и видео-фиксация .
54. Виды и методы контроля применительно к конкретным процессам (процедурам) определяются планом мероприятий , по результатам контроля составляется акт.
55. В Администрации составляется ежегодный отчет о функционировании СУОТ.
56. В ежегодном отчете отражается оценка следующих показателей:
1) достижение целей в области охраны труда;
2) способность СУОТ , действующей в Администрации , обеспечивать выполнение обязанностей , отраженных в политике в области охраны труда ;
3) эффективность действий на всех уровнях управления ;
4) необходимость дальнейшего развития СУОТ, включая корректировку целей в области охраны труда, перераспределение обязанностей должностных лиц , перераспределение ресурсов ;
5) необходимость своевременной подготовки работников , которых затронут решения об изменении СУОТ ;
6) необходимость изменения критериев оценки эффективности функционирования СУОТ ;
7) полнота идентификации опасностей и управления профессиональными рисками в рамках СУОТ ;
8) необходимость выработки корректирующих мер.
57. Показатели контроля функционирования СУОТ определяются , в частности , следующими данными :
1) абсолютными показателями (время на выполнение, стоимость, технические показатели и пр.);
2) относительными показателями (соотношение планируемых и фактических результатов, показатели в сравнении с другими процессами и пр.);
3) качественными показателями (актуальность и доступность исходных данных для реализации процессов СУОТ);
58. С учетом данных ежегодного отчета оценивается необходимость привлечения независимой специализированной организации для обеспечения внешнего контроля СУОТ.8. Улучшение функционирования СУОТ
59. С учетом показателей ежегодного отчета о функционировании СУОТ в Администрации при необходимости реализуются корректирующие меры по совершенствованию её функционирования.
60. Реализация корректирующих мер состоит из следующих этапов :
-разработка;
-формирование;
-планирование;
-внедрение;
-контроль.
61. Действия на каждом этапе реализации корректирующих мер, сроки их выполнения, ответственные лица утверждаются Главой муниципального образования.
62. На этапах разработки и формирования корректирующих мер производится опрос работников относительно совершенствования функционирования СУОТ.
63. Взаимодействие с работниками (их представителями) в рамках СУОТ в целом производится на уровне управления «Б».
64. Работники должны быть проинформированы о результатах деятельности Администрации по улучшению СУОТ.